На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки опубликованы противоречащие друг другу данные о результатах ЕГЭ по математике. Десятикратный рост числа стобалльных работ,...
Дмитрий Гущин на уроке
...чиновники назвали незначительным увеличением «на 1-2% процента».
По результатам проверки экзаменационных работ ЕГЭ пресс-центр Рособрнадзора опубликовал на своем сайте два сообщения. Первое — «Итоги заседания комиссии Рособрнадзора по результатам ЕГЭ по математике»
http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center ... ?id_4=2978). В нем, как обычно, сухо и строго. Говорится, что не преодолели минимальной границы в 24 балла 7,6% выпускников текущего года и что 100 баллов набрали более 500 участников.
Второе сообщение (
http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center ... ?id_4=2979), напротив, остросоциальное и полемическое. Пресс-служба ярко спорит с невидимыми оппонентами. Например, так: «Проведенный специалистами анализ результатов ЕГЭ по математике не подтвердил распространяемое СМИ со слов так называемых экспертов и активно поддерживаемое некоторыми пользователями социальных сетей мнение о сильном искажении итогов экзамена из-за появившихся в Интернете накануне различных материалов, так или иначе связанных с ЕГЭ, вследствие чего якобы произошел резкий рост результатов». Или так: «специалисты полагают, что существенная часть роста результатов связана прежде всего с содержательными достижениями в области математического образования».
О каком росте результатов речь? Об этом написано там же: средний общероссийский балл вырос на 4 тестовых балла, на 5-6% возросло количество участников, набравших средние баллы, и наконец, «в диапазоне высоких баллов доля участников экзамена, существенно улучшивших свой результат, не превышает 1-2%».
Деталь: второе сообщение появилось раньше первого. То есть сначала чиновники отметили, что заметных отклонений нет, а потом подсчитали количество стобалльных работ. Но вот незадача, количество стобалльников по математике в этом году в 10 раз больше, чем в прошлом! Был 51 человек, стало больше 500 человек.
Других открытых данных нет, но ясно, что аналогичный прирост должен быть и во всем диапазоне около 90 баллов. А ведь в 10 раз — это прирост на 900%, а не на 1—2%. И никакой связи с «содержательными достижениями» взрывные результаты иметь не могут.
Еще деталь: из двух фактов (результаты выросли у тех, кто получил средние баллы, и средний балл вырос на 4 тестовых балла) следует третий факт: у тех, кто получил средние и высокие баллы, тестовый балл вырос на 8! А это совсем не пустяк.
Похоже, что чиновники хотят обмануть сами себя. Мол, утечка была, но это просто так, ничего страшного. Еще можно было бы сказать, что просто экзамен оказался в десять раз легче. Кстати, хороший аргумент. Его можно приберечь для тех экзаменов, результаты которых еще не объявлены.
* * *
Со всей страны ко мне приходят письма. Учителя, учившие детей, проверявшие ГИА и ЕГЭ не понимают, как им дальше жить, что говорить и даже как смотреть в глаза своим ученикам.
«Если бы видели, что у меня творилось в кабинете между одиннадцатиклассниками. Часть из них «правильные» до мозга костей, кричащие что делать, зачем писать, зачем сдавать, если тот, кто ничего не делал может списать и запросто поступить, а они со своей правильностью в армию потопают. А мне плакать хочется от злости... Почему всегда страдают дети? Я очень за них за всех переживаю. Нехорошие жизненные уроки они сейчас получают и перед очень трудным выбором стоят. И осуждать никого из них не могу. Это их жизнь, их судьбы...» (Новочеркасск)
«Мы проверяли под копирку написанные работы. Тошно стало. Искали, за что снять баллы, чтобы не ставить максимум всем». (Великий Новгород)
«А на проверке была не одна работа, в которых записаны верные решения части, но из разных вариантов (т. е. два задания из одного варианта, а остальные из другого). На что бы это намекало?» (Санкт-Петербург)
«Из сорока проверенных мною работ — 38 под копирку». (Москва)
«Я репетитор по математике. Я в недоумении, лучше сказать, в гневе на сегодняшнее ЕГЭ! Со мной занимался замечательный мальчик, музыкант, очень эмоциональный и, конечно же, честный. Хотя он и не математик, он старался, как мог, осилить математику. Честно набрал свои 36 баллов. Ещё у меня училась девочка, она намного слабее этого мальчика. И она набирает 48 баллов. Она мне сказала, что половину из части В и часть С списала с интернета. Безобразное ЕГЭ!!!» (Ульяновск)
Несколько дней назад я тоже написал письмо. В Рособрнадзор. Написал так:
«Рособрнадзор опровергает наличие экзаменационных материалов в интернете. Необходимо ли в подтверждение этой информации выслать вам задания будущих экзаменов по обществознанию и химии; все варианты прошедших экзаменов по всем предметам; критерии проверки ГИА, по тем предметам, по которым экзамены еще не прошли, и которые в регионы еще не послали?»
Что ответили?
«Лжецы. Преследуют свои корыстные цели, вводят большое число людей в заблуждение и манипулируют информацией и сознанием. Имеют к этому врожденную склонность и поднаторели в процессе жизни. Я в этом разбираюсь. Лапшу можно вешать другим. Помощник руководителя Федеральной службы в сфере образования и науки Сергей Шатунов.»
Вот и всё.
А вы на что рассчитывали?
----------
Дмитрий Гущин, 17.06.2013, Учительская газета,
http://ug.ru/insight/370